Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"(1841г)
1. Сематический анализ.
Главные ключевые образы стихотворения - это сама страна ( родина, отчизна, Россия ) и лирический герой ( Лермонтов ) , который описывает свою любовь к родине , свой патриотизм.
Он называет свой любовь "странной" ,потому что ему трудно понять причину своей любви, ведь во многих стихотворениях более раннего творчества Лермонтова ( "Умирающий гладиатор", "Прощай, немытая Россия..." ) говорится о несправедливости и жестокости законов Российской Империи.
"Люблю отчизну я, но странною любовью!"
Также в этом стихотворении он обращает внимание на непоколебимость своей любви:
"Не победит ее рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью..."
Сопутствоющими образами являются образ природы Росии и образ народной русской жизни.
Лексические цепочки:
Лирический -> герой -> любовь к родине -> родина -> природа-> моря -> разливы рек -> леса -> путь проселочный -> быт русских деревень -> дымок спаленной жнивы -> ночующий обоз -> дрожащие огни-> праздник.
При первом прочтении стихотворения возикают следующие ассоциации:
Крепостное право, природная красота России, ночной путник , деревенские народные праздники.
Автор, рассуждая о своей любви к родине, о причине этой любви , дает описание Росии , ее природы и быта.
2.Анализ изобразительных средств.
В этом стихотворении автор использует следующие изобразительные средства:
- Олицетворения:
"Не победит ее рассудок мой.";
"...Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья";
"...Ни полный гордого доверия покой...";
"И, взором медленным пронзая ночи тень...";
"Дрожащие огни печальных деревень";
"С отрадой, многим незнакомой";
"Ее степей холодное молчанье".
- Эпитеты:
"Ни слава, купленная кровью..";
"Ни темной старины заветные преданья";
"Ее степей холодное молчанье";
"И, взором медленным пронзая ночи тень";
"И в праздник, вечером росистым"
- Сравнение:
"Разливы рек ее, подобные морям"
- Метафоры:
"Ее степей холодное молчанье";
Ее лесов безбрежных колыханье...".
Структура стихотворения постепенно меняется: в первых четырнадцати строках рифмовка свободно меняется, а последующие можно точно отнести к шестистопному ямбу.
Также в некоторых предложениях присутствует синтаксический параллелизм:Структура стихотворения постепенно меняется: в первых четырнадцати строках рифмовка свободно меняется, а последующие можно точно отнести к шестистопному ямбу.
"Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья...";
"Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье...".
Ее лесов безбрежных колыханье...".
Я считаю , что с помощью большинства изобразительных средств автору удалось создать "живой" образ России.
3. Анализ стихотворения в мировом констексте.
1) В этом стихотворении , помимо темы родины, присутствует тема родной природы, поэтому аналогичные мотивы и образы прослеживаются в таких стихотворениях М.Ю. Лермонтова, как "Поле Бородина"(1841г), "Бородино"(1837г),"Вечер после дождя"(1830г), "Когда волнуется желтеющая нива...."(1837г).
2) Стихотворения с аналогичным содержанием есть у Некрасова ("Тишина"), Пушкина ("Песнь о вещем Олеге", "Полтава", " Медный всадник"), А.А. Блока ("Россия"), Есенина ("Родина"), И.И.Бунин("Родине"), также о своей стране говорят Рылеев в стихотворении “Иван Сусалин", А.А.Прокофьев в стихотворении России и многие другие русские поэты.
3) Роберт Бернс - «Шотландская слава","В горах мое сердце»,"Брюс - шотландцам",Леопарди Джакомо "К Италии".
Кюхельбекер Вильгельм Карлович [10 (21) июня 1797, Петербург - 11 (23) августа 1846, Тобольск].
Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным и Дельвигом. Служил в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821-1822 годах служил на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, "охмелел в чужом пиру", как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержаниемв крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске.
Начало знакомства Пушкина с Кюхельбекером относится к августу-октябрю 1811 года. Их личные и литературные отношения в Лицее были осложнены неуравновешенностью характера Кюхельбекера, который, по свидетельству лицеиста М. А. Корфа, был "предметом постоянных неотступных насмешек целого Лицея за свои странности, неловкости и часто уморительную оригинальность". Ироническое отношение вызывали и первые литературные опыты Кюхельбекера. Все это приводило к нередким ссорам . Пушкин, может быть, один из первых сумел разглядеть и оценить за смешной внешностью благородство и бескорыстие "Кюхли", его поразительную начитанность, его страстную приверженность поэзии, философии, всему высокому и прекрасному. Отдельные черты Кюхельбекера Пушкин воплотил в образе Ленского.
Однажды, когда некий доброхот прочитал Кюхельбекеру стишок Пушкина, в
котором была строчка “и кюхельбекерно и тошно”, Вильгельм разозлился и
вызвал Пушкина на дуэль. Друзья пытались их примирить, но тщетно –
Кюхельбекер твердо намеревался укокошить "Француза", как звали Пушкина в лицее.К счастью, обошлось без смертоубийства.
После разгрома восстания 14 декабря Кюхельбекер бежал из Петербурга, но был арестован в Варшаве. По делу о восстании Кюхельбекер был приговорен к смертной казни, замененной потом 20 годами каторги, из которых 10 лет провел в одиночном заключении. Пушкин не забыл своего товарища. Дважды добивался он разрешения переслать Кюхельбекеру свои сочинения и ряд исторических книг. Рискуя навлечь на себя царский гнев, Пушкин издал поэму Кюхельбекера "Пижонский". В феврале 1836 года уже из Сибири Кюхельбекер писал Пушкину: "Верь Александр Сергеевич, что умею ценить и чувствовать все благородство твоего поведения: не хвалю тебя и даже не благодарю, потому что должен был ожидать от тебя всего прекрасного".
Пушкин посвятил Кюхельбекеру ряд стихотворений.
Пушкин А. С. - «К Кюхельбекеру» (1817)
В последний раз, в тиши уединенья,
Моим стихам внимает наш Пенат!
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья!
Итак, они прошли - лета соединенья; -
Итак, разорван он - наш братский верный круг!
Прости!.. хранимый тайным небом,
Не разлучайся, милый друг,
С фортуной, дружеством и Фебом, -
Узнай любовь - неведомую мне -
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости... где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я!
И пусть... (услышит ли Судьба мои молитвы?)
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Анализ стихотворения:
1) Это стихотворение было обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру, было написано в последние дни Пушкина и Кюхельбекера в лицее. Ключевыми образами являются сам автор и Вильгельм Карлович.
На протяжении всего стихотворения автор выражает свою печаль по поводу разлуки с милым другом.
В первых стоках он говорит о минувшем времени лицейской жизни:
Делю с тобой последние мгновенья!
Итак, они прошли - лета соединенья
Далее от чистого сердца желает другу удачи , счастливой и спокойной жизни:
Не разлучайся, милый друг,С фортуной, дружеством и Фебом, -
...И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
А в конце стихотворения заверяет его в своей верности лицейским друзьям:
... где б ни был я...
..Святому братству верен я!
Основная мысль заключается в том, что поэт обещает сохранить дружбу и после разлуки, после окончания Лицея, навсегда остаться верным лицейскому "братству".
2) На протяжении всего стихотворения А .С. Пушкин использует такие средства выразительности, как метафоры, эпитеты и олицетворения.
Метафоры:
Моим стихам внимает наш Пенат!
Автор называет Лицей Пенатом ,чтобы подчеркнуть - Лицей стал для него вторым родным домом.
Итак, они прошли - лета соединенья...
Так Пушкин называет годы, проведенные в Лицее.
Лицейской жизни милый брат...
Вильгельм Карлович был для него будто родным.
И дни твои полетом сновиденья...
Любовь надежд, восторгов, упоенья...
Эпитеты:
...наш братский верный круг...
Святому братству верен я...
Для Пушкина лицейский союз имеет очень большое значение.
Олицетворения:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!...
...услышит ли Судьба мои молитвы...
Стихотворение состоит из одной строфы в 18 строк, написано четырехстопным ямбом,и перекрестные рифмы чередуются.
Присутствуют синтаксический параллелизм и лексический повтор:
Итак, они прошли - лета соединенья; -
Итак, разорван он - наш братский верный круг!
Почти во всех предложениях присутствуют инверсии.
Все стихотворение проникнуто дружбой и искренностью.
3) В лирике А.С. Пушкина тема дружбы прослеживается в таких произведениях, как
"19 октября" (1825),(1827);
" К Чаадаеву";
"Друзьям";
"К Каверину"(1817) и др.
Также тема дружбы присутствует в произведениях :
И.С.Тургенев ("Отцы и дети"),
Гоголь ("Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"),
Гончаров ("Обломов") и др.
В зарубежной литературе :
Александр Дюма "Три мушкетера";
А.Сент-Экзюпери"Маленький принц";
Войнич, Э. Л."Прерванная дружба" и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий